Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Всего - 1
Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для индивидуальных занятий с детьми.
Рабочее место учителя-логопеда оснащено письменным столом, 2 стульями, стенкой из шкафов для хранения литературы, научно- методических пособий, учебно-методических материалов, для одежды, мойкой.
Кабинет состоит из нескольких зон:
- зона консультативной работы;
- зона организационно-планирующей деятельности – помогает эффективно организовать профессиональную деятельность;
-зона диагностики и коррекционной работы – стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены места для индивидуальной работы. Оборудована логопедическими столами, интерактивным столом с комплексом логопедических игр.
Зона оборудована шкафами с учебно-дидактическим и игровым материалами: диагностический материал для обследования речи, звукопроизношения и фонематического восприятия дошкольников; для коррекционной работы: музыкальные инструменты, игрушки и наборы для развития слухового внимания; игрушки, развивающие игры, игры-шнуровки, пирамидки, кубики, наборы, блоки, конструкторы, мозаики, вкладыши для развития мышления, зрительного внимания и памяти; мячи, игры, конструкторы, мозаики, раскраски, тренажеры для развития общей и мелкой моторики; трубочки, ватные шарики, мыльные пузыри, воздушные шары, свистульки, бумажные наборы для развития речевого дыхания; демонстрационный материал, игрушки и дидактические игры для развития фонематического слуха; комплекты развивающих карточек, наборы игрушек, демонстрационный материал, развивающие игры для автоматизации и дифференциации звуков; развивающие игры, игрушки, игры-занятия, дидактические игры, наборы геометрических фигур, животных, игры-лото, демонстрационный материал, речевые тренажеры с учетом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания дошкольников.
- Зона коррекции звукопроизношения оборудована индивидуальными рабочими местами – маленькими столами – 2 шт, стульями 4 шт, настенными зеркалами - 2шт, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков, рабочими тетрадями, одноразовыми инструментами и другим оборудованием необходимым для реализации коррекционных занятий
Технические средства:
Компьютер, принтер, интерактивный стол.
Кабинет учителя -дефектолога
Кабинет учителя-дефектолога представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно – развивающей и консультативной работы специалиста. Кабинет находится на втором этаже здания .Освещение естественное левостороннее (1 окно) + 2 потолочных одноламповых светильника. Имеется система пожарной безопасности. В кабинете поддерживается необходимый температурный режим радиатором отопления. Мебель промаркирована и соответствует росту детей.
В кабинете предусмотрено:
•2 рабочих места для учителя – дефектолога;
• 2 места для индивидуальных занятий.
Помещение кабинета условно поделено на зоны.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения оборудована открытой книжной полкой и содержит следующие разделы:
- документация учителя-дефектолога
- материалы для проведения дефектологической диагностики детей;
- дидактические материалы (пособия, игры, наглядность) для проведения коррекционных занятий с детьми по направлениям:
сенсорное развитие: цвет, форма, величина;
формирование элементарных математических представлений (разнообразный объемный и плоскостной счетный материал, цифры, картинки, числовые карточки и др. ;
конструирование (из деталей объемного настольного конструктора, из геометрических фигур, из палочек, из веревочек);
развитие мелкой моторики (шнуровки, вертушки, мозаика и др.);
формирование графических навыков (трафареты, простые, цветные карандаши, фломастеры и др.);
ознакомление с окружающим миром и развитие речи (предметные , сюжетные, разрезные картинки по всем лексическим темам,
Учебная зона для индивидуальных занятий оборудована:
- магнитной доской с набором магнитов,
- стульями, соответствующими размером столов 1,2,3 (единица, двойка, тройка).
Зона развития мелкой моторики оборудована:
- различными массажерами, мячиками-эспандерами, вертушками, шнуровками и другими пособиями.
Рабочая зона учителя-дефектолога оборудована:
- письменным столом;
- офисным стулом (2 шт.);
- ноутбуком и принтером.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Зал оснащен спортивным стандартным и нестандартным оборудованием для проведения занятий и выполнения физических упражнений.
Оборудовано место для хранения спортивного инвентаря. Имеется крупное спортивное оборудование – шведские стенки, скамейки. Маты, мягкие модули, туннель, стойки. В физкультурном зале полный комплект спортивного инвентаря : гимнастические палки- 15шт., канат для перетягивания, кегли, мячи – 15 шт., мячи шипованные – 10 шт., кольца шипованные – 10 шт., гантели – 10 шт., утяжелители – 5 шт., кочки шипованные – 5 шт., дорожки для профилактики плоскостопия – 2 шт., коврики ортопедические – 3 шт., фитбол - 10 шт., медбол – 5 шт., обручи – 15шт.
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала является частью целостной образовательной среды дошкольного учреждения и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОУ она создается музыкальным руководителем для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Гармоничному развитию и саморазвитию детей способствует наличие в музыкальном зале следующего оборудования: большой экран, медиа-проектор. ноутбук, музыкальный центр, аудиотека., портреты композиторов, наборы детских музыкальных и шумовых инструментов;
инвентарь для музыкально – образовательной деятельности: костюмы для театрализованной деятельности.
Имеется богатая подборка раздаточного материала для организации и проведения дидактических, развивающих компьютерных музыкальных игр и хореографических композиций.
Дидактический и музыкально – дидактический материалы и оборудование периодически меняются,
обновляются в соответствии с тематикой и задачами музыкально-образовательной работы. В наличие следующий музыкально – дидактический материал:
Музыкально – дидактические игры на развитие звуко-высотного слуха: «Курочка и цыплята», «Угадай-ка», «Теремок», «Птица и птенчики»;
на ознакомление с музыкальными инструментами: «Веселый паровоз», «Угадай, что играет?», «Нарисуй по точкам», «Петя и Волк» симфоническая сказка, «Четвертый лишний», «Струнные, ударные и шумовые музыкальные инструменты»;
на развитие восприятия различного характера и настроения музыки: «Эмоциональные грибочки», «Музыкальный ключик», «Музыкальные яблоки», «Кого встретил Колобок?», «Солнышко и тучка»;
на развитие чувства ритма: «Осенние ритмы», «Ножки и ладошки», «Ритмослов», «Музыкальная печка», ритмические игры «Топай – хлопай»;
на развитие представления о жанрах: «Песня-танец-марш», «Что делают в домике?»;
на ознакомление детей с нотной грамотой: логосказка «Веселые нотки»;
на развитие певческих способностей детей: распевки «Детский фольклор», авторские схемы детских попевок (Осень, Зима, Весна);
для формирования у детей навыков анализа музыкальных произведений: «Составление описательного рассказа песни» и «Составление описательного рассказа музыкального произведения» (авторские).
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека
Учреждение полностью укомплектовано необходимой методической литературой, а так же литературой для НОД
Наличие оборудованных объектов спорта
Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для индивидуальных и групповых занятий с детьми, консультаций для родителей и педагогов.
Рабочее место педагога-психолога оснащено письменным столом, стулом, стенкой из шкафов для хранения литературы, научно- методических пособий, учебно-методических материалов; детскими столами и стульчиками.
Кабинет состоит из нескольких зон:
- зона консультативной работы, оснащена диваном и стульями;
- зона организационно-планирующей деятельности – помогает эффективно организовать профессиональную деятельность. – оснащена компьютером и музыкальным центром;
-зона диагностики и коррекционной работы – стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены места для индивидуальной работы и групповой работы. Оборудована детскими универсальными столами и стульями, столом для песочной терапии, аквариумом, разнообразными играми для развития и коррекции детей. Зона оборудована шкафами с учебно-дидактическим и игровым материалами: диагностический материал для обследования развития; для коррекционной работы: игрушки и наборы для развития психических процессов (внимания, памяти, речи, мышления, общей и мелкой моторики: конструкторы - мозаики, вкладыши , мячи, игры, конструкторы, пирамидки, раскраски, кубики, массажеры, наборы геометрических фигур ,карточки-классификации по лексическим темам, пособия-игры по нейрогимнастике, деревянные палочки для конструирования, колпачки, мисочки, деревянные игры-пазлы. . тренажеры для развития общей и мелкой моторики; мыльные пузыри, мягкие игрушки с учетом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы). Эта зона направлена на психическое развитие детей. способствует сосредоточенности и концентрации внимания дошкольников.
Технические средства:
- компьтер;
-сенсорный стол для песочный терапии;
-музыкальный центр.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания
В ДОУ имеются следующие средства обучения :
- печатные (методические и дидактические пособия, книги для чтения, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы ( образовательные мультимедиа, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.,
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные мультфильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (дидактический материал, муляжи, макеты, стенды);
- тренажёры и спортивное оборудование.
- наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельностив группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах) , в которых имются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, малый,кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.центры здоровья и физкультуры, в котрых имеется различное оборудование:
На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице, на которой имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, баскетбольное кольцо.
Игровые площадки оснащены песочницами, столиками для игр и занятий, лестницами; растет множество видов деревьев.
В палисадниках цветущие кустарники, разбиты цветники.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам
Информационная база ГДОУ ТО "Новомосковский детский сад для детей с ОВЗ" оснащена: локальной сетью; электронной почтой; выходом в Интернет; разработан и действует официальный сайт учреждения.
Педагоги имеют доступ к компьютеру с выходом в интернет, МФУ, медиатеке и средствам сетевого взаимодействия, поддерживающии оперативный обмен информацией. Активно используется электронная почта для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации. В группах имеются ноутбуки, которые использутся для занятий с детьми.
Воспитанники имеют частичный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ.
В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, а также группа в социальной сети, на которых располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках, полезные рекомендации для родителей и мастер-классы для детей.
Технические стредства обучения:
1. Учебные кабинеты оборудованы ноутбуками, которые используются педагами для создания и использования мультмединого развиващего контента, обучения и наглядной демонстрации пердметов, объектов и явлений, дополняя коррекционно-развивающее занятие. В каждом кабинете есть музыкальный центр.
2. Во всех группах имеются интерактивные дорски для вопроизведения развивающего и обучающего контента: обучающие фильмы, мультфильмы, видеоролики для повторения комплексов упражнений, воспроизведения аудиофайлов для комплексных занятий,использования развивающих интерактивных игр
3.В музыкальном зале установлены проектор, экран, музыкальный центр для использования во время проведения утренников, праздников и других образовательных мероприятий.
4. Логопедический кабинет оборудован интерактивным столом для проведения логопедических занятий подгрупповых и индивидуальных
5. В психологическом кабинете установлены: интерактивная песочница
6.Сенсорная комната оснащена: зеркальным шаром с приводом вращения и прожектором, фироптическим душем, интерактивной панелью "бесконечный туннель", песочным столом с подсветкой.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей
В детском саду используются электронные ресурсы для обучения воспитанников с ОВЗ.
Педагоги используют следующие электронные ресурсы с целью создания материалов для развития и обучения детей с ОВЗ, для повышения своей квалификации и обучения и развития детей с ОВЗ в игровой интерактивной форме.